Статьи / Психосоматика
От автора: Продолжаю цикл статей о «работе с симптомом» в концепции системного подхода. В данной статье речь пойдет об этапах работы с «хроническим» симптомом.
Делюсь опытом. Пока тезисно, надеюсь, что еще напишу об этом более развернуто.
Для специалистов.
ЭТАПЫ РАБОТЫ С СИМПТОМОМ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
Прежде чем забрать у человека костыли – необходимо научить его обходиться без них.
В терапии нередки случаи, когда клиент в качестве запроса «приносит» для работы свой симптом. И здесь важным для терапевта является возможность «не поддаться соблазну быстрого излечения», не пойти за желанием клиента «побыстрее избавиться от симптома», как чего-то ненужного, мешающего ему. А для этого необходимо целостное видение сути проблемы клиента. Наряду с вопросами о проявлении и функционировании того или иного симптома (Вопросы: «Что?» и «Как?») необходим поиск ответов на вопросы «Почему?» и «Зачем?».
Вопросы «Что?» и «Как?» затрагивают актуальную ситуацию «жизни феномена». Однако у любого настоящего было прошлое и будет будущее. Вопрос «Почему?» позволяет исследовать причины возникновения и развития интересующего нас феномена: «как он возник, каковы условия его появления и механизмы его развития?». Вопрос «Зачем?» дает возможность понять перспективу его развития. Кроме того, вопрос «Зачем?» позволяет увидеть смысл феномена, тем самым раскрывая ситуацию системно. К примеру, мы имеем дело с каким-нибудь «хроническим» симптомом, предъявляемым клиентом на терапию в качестве его проблемы. Рассмотрим этапы работы с ним. На первом этапе работы (клинико-феноменологическом) необходимо «познакомиться» с симптомом. Здесь мы работаем в настоящем времени. Нам важно прояснить клиническую и феноменологическую картину функционирования симптома. Клиническая картина представлена видимым для терапевта спектром проявления симптома, феноменологическая же представлена субъективными переживаниями-ощущениями клиента. И основными вопросами здесь является вопросы: «Как?» и «Что?». Мы подробно исследуем «жизнь» симптома в актуальном, «здесь и сейчас» времени. · Как проявляется симптом объективно и субъективно? · Как и когда он себя обнаруживает? · Как он живет в личности клиента? На этом этапе уместными техниками являются идентификация клиента с симптомом и рассказ от лица симптома. Отдельная задача первого этапа – создание доверительных отношений с клиентом. Эта работа идет параллельно, в «фоне», но является очень важной, поскольку без доверительных отношений все последующие этапы невозможно проработать. Пока клиент не чувствует безопасность на сессии, переходить к следующим этапам представляется бессмысленным. На втором этапе (этиологическом) необходимо выяснить причины, условия и механизмы формирования симптома. И основным вопросам для терапевта, организующим работу с симптомом, будет вопрос: «Почему?». Этот этап является важным, поскольку позволяет прояснить историю появления и развития симптома, которая вплетена в историю жизни клиента. В фокусе внимания терапевта на этом этапе будут следующие вопросы: · Когда симптом появился впервые? · Почему он возник в определенный момент жизни клиента? · Какова ситуация его возникновения? · Какие события происходили в жизни клиента в этот период? Это позволяет не оставаться на симптоматическом уровне работы с симптомом, но проработать и убрать его «корни». На третьем этапе (смысловом) необходимо прояснение смысла появления симптома – «Зачем?». Здесь уместными будут следующие вопросы, вокруг которых будет организовано терапевтическое взаимодействие: · Для чего этот симптом возник? · Зачем он оказался «нужным» клиенту на конкретном этапе его жизни? · Какую важную функцию в жизни в личности клиента он выполняет сейчас? · Какую потребность он замещает? Проработка причин и механизмов формирования симптома (предыдущий этиологический этап) невозможна без понимания смысла его существования. Поэтому второй и третий этап идут параллельно. Этот этап часто вызывает сложности у клиента, порождая много сопротивления в работе, поскольку требует позитивного переосмысления роли симптома в его жизни, а это «разрыв шаблона». Симптом в сознании клиента привычно нагружен негативными коннотациями и ему бывает непросто обнаружить «плюсы» симптоматического проявления. Этот этап является ключевым для изменения «картины мира» клиента и его идентичности. На четвертом этапе (ассимиляции и интеграции) необходимо вместе с клиентом искать новые способы контакта с миром, не прибегая к симптоматическому способу и осваивать эти новые способы. Основными вопросами для работы на этом этапе будут следующие: · Как научиться жить без симптома? · Чем заполнить пустоту, образовавшуюся на месте симптома? · Чем его заменить? Важно, прежде чем отказаться от симптома, найти и освоить другой, более эффективный способ жизни, более продуктивные формы контакта с миром, другими и с собой. Прежде чем забрать у человека костыли – необходимо научить его обходиться без них. В противном случае клиент, лишенный привычных, симптоматических форм жизни оказывается дезинтегрированным и растерянным. На этом этапе уместными становятся терапевтические эксперименты, позволяющие клиенту встретиться и пережить новый опыт и ассимилировать его в свою новую идентичность. |
Геннадий Малейчук